Свайно-ростверковый фундамент
Первое с чего стоит начать строительство фундамента, это привязка дома к участку согласно генплану. После выполнения разметки фундамента (обустройства обноски) с помощью погрузчика снимаем плодородный слой земли (20-30 см), и производим складирование в отдельном месте. В дальнейшем эта почва пригодится для устройства газона на участке. При помощи нивелира производим замеры получившегося пятна застройки по высоте. При наличии перепадов принимаем меры по выравниванию рельефа застройки путём срезки или подсыпки грунта до проектной отметки.
После выполнения земляных работ на подготовленной площадке делаем разметку свай согласно проекту. С помощью спецтехники и навесного оборудования к ней - ямобура приступаем к сверлению отверстий под сваи нужного диаметра и глубины. Чаще всего диаметр свай в частном домостроении 300-400 мм; а глубина 1500-2500 мм. Закончив бурение, выполняем трамбовку дна свай, что бы в процессе эксплуатации под сваей не образовалось усадочное пространство.
Для формирования металлического каркаса используем арматуру следующих диаметров: для обвязочных хомутов применяем прутки диаметром 6-8 мм, а для продольных стержней - 10-14 мм. Хомуты и продольные стержни связываем в пространственный каркас при помощи вязальной проволоки диаметром 1,2 мм, соблюдая расстояния между хомутами. Каркасы для свай могут быть как круглого, так и квадратного сечения.
В просверленные отверстия вставляем отрезки рубероида нужной длины для гидроизоляции свай, туда же устанавливаем уже получившиеся арматурные каркасы так, чтоб над бетонным телом сваи находились выпуски арматуры высотой 30-40 см. Закончив все подготовительные работы, заказываем бетон. Бетонную смесь в основном применяем марки С16/20 (М250)-С18/22,5 (М300). В процессе заливки, бетон в сваях уплотняем при помощи глубинного вибратора, во избежание образования воздушных пустот. При таких манипуляциях весь воздух, собравшихся в пустотах бетона уходит вверх, а сам бетон уплотняется. По завершении укладки бетона, натягиваем осевые шнуры и относительно им ровняем армокаркасы.
Для устройства подушки нужно использовать только крупный песок или мелкий щебень (фракции 20-40 мм). Подушка должна служить хорошим основанием, поэтому её нужно тщательно утрамбовывать: насыпать песок небольшими слоями по 10-15 см толщиной и трамбовать его с помощью виброплиты. Песчаная прослойка играет роль дренажа и отводит дождевую или талую воду от основания здания, так же она противостоит сжатию почвы под основанием сооружения, и правильно распределяет вес всей постройки. Степень готовности можно определить так: на поверхности не должно оставаться следов от обуви после прохождения взрослого человека. После трамбовки следует этап тщательного выравнивания подушки и укладка на неё слоя гидроизоляции из рубероида.
Для заливки бетона используем мелкощитовую опалубку. Данный вид опалубки позволяет получить в конечном итоге ровную поверхность фундамента, что избавит вас от дополнительных расходов по отделке фундамента. Перед сборкой щиты смазываем специальной разделительной смазкой. Размечаем наружные и внутренние линии будущего фундамента при помощи шнура, закрепив его на обноске. Монтаж начинаем с установки угловых элементов, затем постепенно устанавливаем остальные элементы. Щиты расположенные друг напротив друга скрепляем стяжными винтами. После раскрепления опалубки перепроверяем размеры форм будущего фундамента. При помощи нивелира, на щитах отбиваем высоту заливки фундамента, по которой будет укладываться бетонная смесь.
Для вязки арматурного каркаса используем прутья диаметром 6-8 мм для хомутов и 10-14 мм для продольного армирования. Количество стержней продольного армирования – минимум 4, шаг между хомутами максимум 400 мм. Связав арматуру в пространственный каркас, устанавливаем его в опалубку таким образом, что бы образовался перехлест продольной арматуры с предыдущим каркасом (минимум 40 диаметров продольной арматуры), между собой каркасы связываем вязальной проволокой, так же связываем с арматурными выпусками свай. Там, где ленты ростверка образуют Г-образное или Т-образное пересечение, располагают согнутые под прямым углом стержни, каждая часть которого укладывается в одну из примыкающих лент и заходит в нее не менее чем на 40 диаметров. Для защитного слоя арматуры используем пластиковые фиксаторы, «стульчики», «звездочки».
При заливке лучше пользоваться готовым бетоном. На предприятиях бетон изготавливают строго по технологии. Бетонирование ростверков проводят через 3-4 дня, когда сваи наберут прочность. Доставку бетона на объект осуществляем автобетоносмесителями, подачу бетона производим автобетононасосом. Чтобы в бетоне не было воздуха, его надо тщательно утрамбовать, тогда все пустоты, образовавшиеся в бетоне, выйдут наружу. По завершении заливки приступаем к выравниванию горизонтальной поверхности бетона. Последнее что предстоит сделать при бетонировании - это поровнять опалубку по шнуру, закрепленному на обноске, так как в процессе заливки ее может сместить.
По истечении 3 – 4-х дней с момента заливки, в зависимости от погодных условий, приступаем к демонтажу опалубки. Сняв опалубку, делаем заделку технологических отверстий остающихся от временного крепежа опалубки. Проверяем размеры уже получившегося фундамента. Убираем за собой строительный и бытовой мусор.